История школы

Московская городская детская музыкальная школа имени Гнесиных – одно из звеньев большого музыкального «комбината», включающего в себя школу-семилетку (МГДМШ имени Гнесиных), среднюю специальную школу имени Гнесиных, музыкальный колледж имени Гнесиных и Российскую Академию Музыки имени Гнесиных.

История "Гнесинки" - уникального явления в музыкальной педагогике - начинается с зимнего февральского дня 1895 год, когда на маленьком деревянном домике в Гагаринском переулке появилась вывеска: «Музыкальное училище Е. и М. Гнесиных». Училище сестер Гнесиных было одним из тех частных учебных заведений, возникших на волне русского просветительства в конце XIX века, которые появлялись вслед за первыми в России консерваториями (Петербургской и Московской) и существовали параллельно со школами, музыкальными классами, народными университетами, филармоническими обществами и музыкальными училищами Русского Музыкального Общества (РМО). Идею открытия музыкального училища поддержал учитель Евгении и Елены Гнесиных В.Сафонов – директор Московской консерватории, замечательный пианист, чей педагогический дар вдохновлял многих его учеников на занятия педагогикой. Влияние В. Сафонова на обеих сестер было очень значительным не только в формировании их пианизма, но и в общем культурном развитии, в выработке некоторых методических принципов, ставших в дальнейшем основой их деятельности.

Преданность организаторов училища идеям музыкального образования и бескорыстное служение им, следование передовым принципам педагогики, постоянные поиски в области методики и ее совершенствования способствовали тому, что вскоре удалось добиться образцовой постановки дела и высокого уровня младшей и средней ступеней музыкального образования. Уже к концу первого десятилетия своего существования училище сестер Гнесиных зарекомендовало себя как одно из лучших в Москве, дающее учащимся высокопрофессиональное образование музыканта широкого профиля. Музыкальные знания закладывались в училище столь основательно, что в консерватории их оставалось только немного "отшлифовать". Неудивительно, что выпускников училища с радостью принимали к себе в класс многие профессора консерватории.

Поначалу в училище принимали и детей, и взрослых, причем, многих учили бесплатно. Зачисление первой ученицы произошло 2/15 февраля 1895 года (Эта дата ныне является официальной датой основания Московской детской музыкальной школы имени Гнесиных). Первые ученики, среди которых были дети Александра Скрябина, обучались у Елены, Евгении и Марии Гнесиных. Это были единственные преподаватели училища. Но с 1900 года, когда учеников стало больше и училище переехало на Собачью площадку, в дом № 5, в состав преподавателей вошли выпускники консерватории – Рейнгольд Глиэр, четвертая сестра Гнесиных – Елизавета, младшая сестра Ольга, ученица Елены Фабиановны, позднее – виолончелист М.Букиник (1905).

Старейшими отделами училища были отделы фортепиано и струнных инструментов. Первый выпуск фортепианного отдела состоялся в 1901 году, в том же году был организован струнный отдел (тогда это был только класс скрипки).

В послереволюционный период частные учебные заведения постепенно прекращали свое существование, и этот процесс был естественным при новом общественном строе. Поразмыслив о судьбе своего детища, Гнесины в начале 1919 года приняли твердое решение передать училище со всем его инвентарем - инструментами, обстановкой - Советскому государству и обратились с соответствующим ходатайством в Наркомпрос. В июле 1919 года частное музыкальное училище сестер Гнесиных стало государственным и получило наименование "Вторая московская государственная музыкальная школа". В ней, как и прежде, учились и взрослые, и дети. Обучение для всех стало бесплатным, Именно в это время рождается идея создания двух официальных ступеней образования: младшей, которая ставила своей задачей приобщение к музыкальному искусству, и старшей, готовящей специалистов-профессионалов, артистов-исполнителей, деятелей музыкальной педагогики и культуры. Позднее эта старшая ступень школы была преобразована в музыкальный техникум. Когда со временем откроется институт, то возникнет трехступенчатость непрерывного музыкального образования: школа – техникум – вуз, которая действует по сегодняшний день.

В конце 1920 года, когда «Вторая московская государственная школа» праздновала свое 25-летие и ей было присвоено название Государственной показательной музыкальной школы, младшее ее отделение стало детской школой, старшее – «Третьим показательным государственным музыкальным техникумом». Самостоятельность этих учебных заведений не привела к их разобщенности, а наоборот, решала проблему преемственности: лучшие ученики школы продолжали свое обучение в техникуме. Связи школы и техникума выражались и в том, что значительная часть педагогов занималась и с малышами, и со старшими учениками. Во главе школы и техникума оставалась Елена Фабиановна.

Детская школа росла из года в год. Увеличивалось количество учащихся. Появились новые педагоги из числа окончивших другие учебные заведения, чьи педагогические установки были близки Гнесиным. Это М. Августовская, С. Гуревич, С. Дементьева, Е. Колобова, В. Листова (фортепиано), А. Борисяк (виолончель), В. Соколов (скрипка). Включались в работу и выпускники техникума: К. Виноградов, М. Гурвич, И. Дерингер (фортепиано), Е. Давыдова , П. Козлов (теория музыки, сольфеджио).

Ориентация на массовость обучения, задачи в области музыкального просветительства выдвинули новые проблемы и перед школьной музыкальной педагогикой. Встал вопрос о том, чтобы наряду с обучением игре на том или ином инструменте дети получали широкое музыкальное образование. Надо сказать, что в то время далеко не во всех детских музыкальных школах преподавались музыкально-теоретические предметы. Гнесины своим педагогическим и организационным опытом эту проблему в определенной мере уже решили.

В школе существовали три группы сольфеджио – младшая, средняя и старшая. Основой преподавания было пение, сольфеджирование, а в средних и старших группах ещё и музыкальный диктант. Программы,

сложившиеся здесь, легли в основу единых государственных программ по сольфеджио. Был также введен новый курс – «Слушание музыки», расширяющий представления учащихся о музыке и развивающий её восприятие. Много внимания уделялось детскому хоровому классу, который был настоящим украшением школы. Его руководитель Евгения Фабиановна подбирала интересный репертуар, привлекая к сочинению детских хоровых произведений видных композиторов Рейнгольда Глиэра и Александра Гречанинова. Важное место в деятельности фортепианного отдела занимал фортепианный ансамбль (игра в 4 или 8 рук на одном и двух роялях). С ростом классов скрипки и виолончели возникли также струнные и струнно-фортепианные ансамбли. Их первым организатором и руководителем была Елизавета Фабиановна.

Много радости и пользы приносили детям музыкальные спектакли, поставленные собственными силами - детские оперы «Теремок» с музыкой Александра Гречанинова и «Репка», автором музыки которой был ученик школы Фабий Витачек.

Отмечая в 1925 году 30-летие, Советское правительство присвоило учебным заведениям имя семьи Гнесиных. В 1925-1941 гг. за школой закрепляется репутация одной из самых авторитетных школ Москвы. Отбор детей был строгим, что в свою очередь позволило повышать уровень дальнейшей подготовки учащихся. Открывались новые классы, прежде всего, классы духовых инструментов и композиции.

Поразительно, но в военные годы школа не прекращала своей работы. Часть детей была вывезена в специально созданный лагерь под Рязань, а учащиеся, остававшиеся в Москве, 1 сентября, как всегда, начали свой учебный год.

Послевоенные годы 

"Автономию" гнесинская школа-семилетка получает в 1948 году. В этом году коллектив педагогов школы пополняется молодыми музыкантами первого выпуска института имени Гнесиных. Это — Е. Воробьев, Е. Орлова (фортепиано), B. Федин (ударные инструменты), а в последующие годы М. Денисова, Т. Зайцева, Э. Ратинова, И. Савина, Т. Фрейнкина, Е. Эстри на, Н. Юрлова и окончившая Московскую консерваторию А. Кантор (все по классу фортепиано).

Фортепианным отделом, на котором работало около 30 педагогов, руководила в то время Н. Светозарова, в 1953 году ее сменила Е. Орлова. Старшие педагоги-пианисты (М. Августовская, C. Апфельбаум, О. Гнесина, А. Головина, Е. Крылова, В. Листова, А. Уринсон) опекали молодежь, помогая ценными методическими советами, щедро передавая свой педагогический опыт. Организационными вопросами занимался заведующий учебной частью С Абрамзон. Е. Давыдова, первый директор школы после Елены Фабиановны, человек энергичный, с «широким кругозором, пользовалась авторитетом, доверием и любовью коллектива.

Тесно связана со школой была О. Гнесина. Помимо своей основной работы в училище, она еще занималась с детьми, присутствовала на зачетах и академических концертах маленьких пианистов, где играли и ее ученики, очень помогала коллективу, особенно молодым, своими советами. Общее художественное руководство осуществляла Ел. Гнесина. Она находила время и силы не только интересоваться делами школы, но и принимать в них участие: посещала концерты школы и вместе с педагогами обсуждала выступление каждого ученика, отмечая достижения и неудачи. Все, кому приходилось бывать на этих обсуждениях и участвовать в них, с благодарностью вспоминают взыскательное, строгое и вместе с тем исключительно доброжелательное и заботливое отношение Елены Фабиановны как к ученикам, так и к педагогам. Многие поколения педагогов, общаясь с Гнесиными, усваивали их принципы и традиции. Это — строгое отношение к выбору репертуара для учеников, воспитывавшихся только на высокохудожественных произведениях; поиски образцов в потоке современной детской литературы; воспитание в детях внимательно-то уважительного отношения к авторскому тексту, умение улавливать характерные черты стиля композитора; изучение личности ребенка, его человеческих свойств, потенциальных музыкальных возможностей. И как следствие, постановка педагогического "диагноза" и задачи - как работать с ребенком, чтобы успешно развивать данную индивидуальность.

Для упорядочения учебного процесса Министерством культуры СССР в послевоенные годы была произведена реорганизация -системы детского музыкального образования в стране, в основу которой был положен принцип дифференцированного обучения. Перед педагогами были поставлены две главные задачи. Первая - давать детям общее музыкальное образование, прививать любовь к музыке, вырабатывать навыки игры на музыкальном инструменте, чтения с листа, ансамблевой игры, подбора аккомпанемента, умения ориентироваться в стилях и элементарно разбираться в строений несложных произведений с тем, чтобы окончившие музыкальную школу могли стать культурными слушателями и активными участниками музыкальной самодеятельности. Вторая задача - давать наиболее способным ученикам специальное музыкальное образование, всемерно развивать технику и художественный вкус, воспитывать исполнительские навыки с тем, чтобы готовить их к поступлению в музыкальные училища, то есть ас дальнейшему профессиональному обучению.

Для школы имени Гнесиных задачи эти не были новыми. Выше уже не раз отмечалось внимание Гнесиных к воспитанию в детях подлинной любви к музыке, стремление дать учащимся широкий круг музыкально-теоретических знаний и вместе с тем. выработать подлинный профессионализм.

В музыкальной школе имени Гнесиных условия для претворения указанных задач в жизнь были вполне благоприятны. Индивидуальный подход к каждому ученику полностью обеспечивал их выполнение.

С учащимися старших классов проводились консультативные занятия по дирижированию, гармонии и музыкальной литературе. Таким образом, выпускники школы, знакомые со спецификой хорового и теоретического отделов училища, вполне сознательно могли определить свою специализацию.

Руководство струнным отделом Елизавета Гнесина-Витачек передала в верные и добрые руки своего ученика С. Абрамзона, проявившего себя одаренным организатором. Классы скрипки вели Н. Дулова, С. Абрамзон, В. Соколов и более молодые А. Аншелевич, В. Рабей, К. Семенцов-Огиевский; классы виолончели - А. Бендицкий, Т. Гайдамович, А. Георгиан, А. Кливанский и выпускники института имени Гнесиных - С. Бурова, Н. Кузина; класс арфы много лет вел М. Рубин; класс контрабаса - К. Назарова-Высоцкая.

Хорошей школой музыкального воспитания стал ансамбль скрипачей, руководимый вначале Елизаветой Гнесиной-Витачек, а затем Дуловой. Выступления этого ансамбля всегда были содержательны и художественно ярки. Систематически работал ансамбль виолончелистов (руководитель - Бендицкий).

Под руководством Абрамзона был организован школьный струнный оркестр, исполнявший оркестровые произведения и аккомпанировавший юным солистам.

Значительно вырос отдел духовых инструментов, руководимый Н. Яворским, а позднее - Р. Матикяном. Педагогический коллектив стал большим и профессионально крепким благодаря сочетанию опытных музыкантов и молодежи. Класс флейты вели -И. Малюшин, Н. Селезнева, гобоя - И. Пушечников, Л. Крылов, кларнета-В. Гетман, П. Васин, Л. Киракосян, фагота - А. Розенберг, трубы - Н. Яворский, В. Андреев, И. Границкий, валторны- А. Рябинин, Э. Пашаев, Р. Матикян, тромбона - И. Булкина, В. Пачкаев, ударных инструментов - В. Федин, Э. Галоян, oС. Лобанов.

Прием учащихся на этот отделение духовых инструментов требовал определенных усилий педагогов. Проводился так называемый "организованный набор" - поиски музыкально одаренной молодежи. Педагоги отдела находили талантливых подростков в общеобразовательных школах и, особенно, в детских домах. В дальнейшем многие из учащихся отдела продолжали музыкальное образование в училище и институте, стали отличными профессионалами, добились престижных премий на международных конкурсах. Успехи отдела духовых инструментов дали возможность организовать симфонический оркестр, которым руководил Ю. Юровецкого.

Теоретическим отделом школы не один десяток лет бессменно руководила отличный методист и педагог Б. Черняк. Вместе с Г. Головиной и Т. Шнееровой она плодотворно работала в области методики. Их доклады, сообщения и открытые уроки, не только в своем коллективе, но и в других школах, в методическом кабинете Москвы, в разных городах Советского Союза и за рубежом, всегда привлекали музыкальную общественность. Черняк руководила также хором старших классов. Руководителем хора младших классов много лет была С. Газенцер-Запорожец, затем ее сменила О. Беспалова. Педагоги музыкальной литературы Т. Дерюжинская и Т. Шнеерова периодически устраивали тематические выставки, посвященные отдельным композиторам, знаменательным датам или событиям музыкальной жизни, привлекая к этой работе детей. Они же организовали школьный музыкальный лекторий с разнообразной тематикой. Отмечаются юбилейные даты композиторов, ведется рассказ о различных инструментах, музыкальных жанрах и пр.

Кроме учащихся школы имени Гнесиных лектории посещаются школьниками близлежащих общеобразовательных школ и подшефной школы города Рублево. В концертах принимают участие как педагоги и учащиеся школы, так и студенты училища и института имени Гнесиных, а также артисты московских театров и филармонии. Иногда в "выездных" тематических концертах в подшефных общеобразовательных школах в качестве лекторов выступают и учащиеся.

1953-1958 гг

В связи с назначением Давыдовой на должность проректора института имени Гнесиных, директором школы стала Н. Светозарова (1953). Ученица Евгении Гнесиной-Савиной, Светозарова окончила Московскую консерваторию (1938), затем аспирантуру по классу А. Гольденвейзера. Опытный педагог и методист, человек принципиальный и отзывчивый, Светозарова проявила себя отличным организатором, развивая лучшие традиции гнесинской школы.

Осуществляя методическую связь с институтом, школа провела интересный опыт - организован своего рода "филиал" педагогической практики студентов института. Около 60 учащихся фортепианного и струнного отделов школы занимались у практикантов-студентов института, которые зачислялись педагогами школы и вели своих учеников под руководством консультантов - педагогов института. Студентам практическая работа в школе .приносила большую пользу. Руководимые ими учащиеся, опекаемые к тому же методистами, обычно быстро развивались, многие, окончив школу, продолжали образование в училищах.

Практика эта была полезна и для школы. Опытные консультанты-методисты института А. Михальчи и М. Фейгин работали с энтузиазмом, горячо, интересно. Их участие в обсуждении результатов экзаменов, академических выступлений школьников, а также в методических совещаниях было исключительно ценно, обогащало коллектив новыми знаниями, идеями. Руководство школы внимательно наблюдало за студентами-практикантами и впоследствии лучших из них привлекало к постоянной работе в школе. Так пришли в школу педагоги С. Девенишская, Л. Судзиловская, О. Черняк и позднее - К. Локшина, И. Сект.

Многолетний методический опыт педагогов школы обобщается в пособиях и учебниках, лучшие из которых издаются (М. Августовская. Наглядная музыкальная азбука, 1954; Е. Давыдова, С. Запорожец. Музыкальная грамота, 1956), в звучащих пособиях, которые выпускаются фирмой "Мелодия" (Г. Головина, Б. Черняк. Тембровые одноголосные диктанты, 1966; Н. Светозарова. Детская музыка Прокофьева, 1966), а также в составлении и редактировании сборников новых произведений советских композиторов для детей (многое сделано в этой области педагогами А. Батаговой, Н. Лукьяновой, Е. Орловой, М. Рубиным).

1958-1962 гг

В 1958г в связи с приглашением Светозаровой на должность заведующей кафедрой общего фортепиано института директором школы была назначена Е. Орлова, воспитанница школы, училища и института имени Гнесиных. Энергичная, преданная своему делу, требовательная и вместе с тем тактичная, она создала атмосферу товарищества и внесла свою лепту в дело дальнейшего развития школы, хотя руководила ею всего два года, перейдя позже на основную педагогическую работу в институт.

В 1960г директором школы стала Т. Рогаль-Левицкая, человек большой музыкальной культуры и личного обаяния, воспитанница училища имени Гнесиных и Московской консерватории (по классу Л. Оборина). У Рогаль-Левицкой к тому времени был немалый опыт работы: педагог пения в общеобразовательных школах, руководитель самодеятельности, методист дошкольных учреждений и руководитель музыкальных кружков в Доме пионеров, педагог по классу фортепиано, а затем директор музыкальной школы Пролетарского района в Москве. Как настоящая "гнесинка", она с радостью вернулась к родным пенатам и успешно руководила коллективом 15 лет (до ухода на пенсию).

В 1960 году школа отметила свое 65-летие. Была организована большая передвижная фотовыставка, состоялся ряд отчетных и шефских концертов; в одном из них выступили несколько поколений музыкантов, учившихся в гнесинской школе - школьники, студенты училища и института, известные исполнители, артисты. Большой концерт, состоявшийся в Кремлевском Дворце, транслировался по телевидению. Статьи, посвященные юбилею школы и ее отчетным концертам, появились в журналах "Советская музыка", "Музыкальная жизнь", в газете "Московская правда". Школа получила множество приветственных телеграмм как от отдельных лиц, так и от коллективов, в том числе и от зарубежных музыкальных школ.

1962-1976 гг

В 1962 году школа имени Гнесиных в связи с реконструкцией Собачьей площадки переселилась на улицу Воровского, в старый особняк по соседству с институтом. В том, что здание это было постройки прошлого века, оказались свои преимущества. Усилиями коллектива в нем были воссозданы атмосфера и обстановка, присущие дому Гнесиных на Собачьей площадке, его домашний уют, тепло, "неказенность".

Был создан даже небольшой музей - уголок, в котором экспонировались фотографии и некоторые мемориальные предметы.

После переезда в новое помещение и связанных с ним многих организационных дел колесо школьной жизни снова покатилось по обычной колее.

В 1965 году школа торжественно отмечала 70-летний юбилей. Коллектив был награжден грамотой Президиума Верховного Совета СССР. Многие педагоги получили звание заслуженных работников культуры РСФСР, были награждены значком "За отличную работу" Министерства культуры СССР, почетными грамотами Министерства культуры СССР и ЦК профсоюза работников культуры.

Со второй половины 60-х годов происходит особенно интенсивное обновление педагогического состава. Любовь к педагогике, к работе с детьми, характерная для всех гнесинцев, приводит многих бывших воспитанников после окончания института назад, в родную школу, уже в качестве преподавателей. "Мои музыкальные внуки и правнуки",- любила говорить о них Елена Фабиановна, смело доверяя им воспитание маленьких музыкантов.

Чтобы укреплять в детях любовь к музыке, прививать интерес к музицированию, знакомить их с наибольшим количеством произведений и расширять их музыкальные интересы и вкусы, педагоги школы уделяют много внимания игре в ансамблях. Юные пианисты аккомпанируют школьникам-скрипачам, виолончелистам, духовикам. Организуются концерты оркестрового отдела, концертмейстерами которых являются школьники - пианисты. Педагог К. Семенцов-Огиевский руководит детским трио, А. Иванников - струнным квартетом, виолончелист В. Кривобородов организовал струнный оркестр младших школьников. По-прежнему важной частью в работе фортепианных классов остаются фортепианные ансамбли.

Интересное начинание было предпринято в это время педагогом - пианистом и клавесинистом А. Майкапаром. Он организовал для учеников фортепианных классов факультативное обучение игре на клавесине. Уроки вызвали у ребят большой интерес, и тогда для школы был приобретен первый клавесин (до приобретения клавесина дети занимались в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки и в ЦДРИ).

Две талантливые ученицы, пианистки, на своем выпускном экзамене в 1979 году уже смогли кроме обширной фортепианной программы исполнить пьесы и на клавесине.

В конце 50-х годов был создан и поныне привлекает детей ещё один факультатив - курс сочинения музыки, руководят которым композиторы, выпускники института имени Гнесиных. Это Е. Птичкин (50-е годы), Б. Ботяров (60-е годы), И. Якушепко, затем А. Санько (70-е годы).

Лучшие сочинения учащихся исполняются в шефских концертах, школьных лекториях. Занятия эти иногда консультируются композиторами, не работающими в школе, но связанными с ней своим творчеством (в их числе Н. Раков, Г. Фрид, Д. Благой, М. Марутаев). Свои новые произведения, рассчитанные на исполнение школьниками, они демонстрируют педагогам и получают от них методические советы.

1976-2005 гг

С 1976 года Московская детская музыкальная школа имени Гнесиных размещается в просторном здании по адресу: Б.Филевская ул., д.29.

Понимая большое воспитательное значение концертных выступлений учащихся, школа всячески стимулирует их, используя разные формы. По исконной гнесинской традиции учащиеся уже на ранних стадиях обучения привыкают делиться своими знаниями и приобретенной музыкальной культурой с различной аудиторией, привыкают к эстраде, к публичным выступлениям. У них постепенно вырабатывается чувство артистизма, огромной ответственности перед слушателями, без чего нельзя воспитать музыканта-исполнителя.

Основной формой демонстрации успехов всех учащихся, конечно, остаются классные концерты - своего рода отчеты педагога и учеников его класса перед коллективом. Тематика концертов самая разнообразная: это и показ новых сочинений, и тематические вечера, например старинной сонатной музыки, фортепианных ансамблей или произведений одного из композиторов, камерные ансамбли, вечера аккомпанементов и т. д. Концерты обычно проходят в школе. Выступают учащиеся также в других концертных залах и на эстрадах столицы, в-клубах, общеобразовательных школах, профтехучилищах, в Центральном Доме литераторов (ЦДЛ), Союзе композиторов и в разных детских и рабочих аудиториях. Ежегодно проходит до 25 таких концертов - отчетных, тематических, шефских, концертов-лекций и пр.

Школьники принимают участие в общемосковских концертах "Музыкальная весна", посвященных творчеству советских композиторов.

Свои исполнительские успехи учащиеся школы имени Гнеси-ных демонстрируют и за пределами Москвы. Так, например, ученик 5-го класса Вася Ермаков (класс Е. Орловой) по приглашению Воронежской филармонии исполнил в Воронеже в сопровождении филармонического оркестра под управлением ленинградского дирижера А. Прохорова концерт Баха ре минор и фантазию Аренского на темы Рябинина (1968).

В последние десятилетия отмечается неуклонный рост исполнительского уровня учащихся. Многие из них достигают высокого профессионализма и оканчивают школу развернутой концертной программой (иногда состоящей из двух отделений). И не удивительно, что учащиеся школы имени Гнесиных становятся участниками исполнительских конкурсов школьников и завоевывают на них призовые места. Так, бывший воспитанник школы флейтист Е. Шклянко, учась в институте, завоевал III место на конкурсе наполнителей на духовых инструментах в Праге в 1968 г.

В 1970 г. на конкурсе учащихся московских музыкальных школ виолончелист Андрей Спиридонов (класс А. Кливанского) занял I место. II место на конкурсе скрипачей в 1971 г. занял Игорь Бурский. А на конкурсе пианистов в 1972 г. I и II места заняли соответственно Миша Лавут (класс Т. Фрейнкиной) и Марина Барышникова (класс В. Гитлица). Исполнительское искусство учащихся школы получило высокую оценку не только в нашей стране, но и за рубежом - в частности в Венгрии, где в составе делегации московских музыкальных школ были дети из школы имени Гнесиных- Ира Осипова (класс Рогаль-Левицкой), Вася Ермаков (класс Орловой), Антон: Киреев (класс О. Черняк), Марина Евсеева (класс Гитлица),. Володя Апекишев (класс Фрейнкиной), Ира Белова (класс Денисовой), Саша Горюнов (класс Кливанского), Люда Безверхова (класс Семенцова-Огиевского). В разные годы учащиеся фортепианного отделения стали лауреатами и дипломантами конкурсов: "Классическое наследие", IV открытый международный конкурс, "Юные музыканты", "Флиеровские декады", "Новые имена", имени М.И.Глинки, Международного конкурса в Польше "До 13 лет", Международного фестиваля, посвященного творчеству С.С.Прокофьева.

Об успехах теоретического образования школы свидетельствуют призовые места и дипломы, полученные ее учащимися на теоретических олимпиадах в училище имени Гнесиных в 1971 - 1973 годах.

Выпускники

В результате вдумчивой, кропотливой работы большого, преданного своему делу коллектива учебные заведения имени Гнесиных за годы своего существования выпустили множество музыкантов разных специальностей, активно работавших и работающих в области педагогики, исполнительства, сочинения и музыкальной науки.

Среди них - известный русский пианист Н. Орлов и Л. Оборин, первым из советских пианистов успешно выступивший за рубежом и ставший лауреатом Международного конкурса имени Ф. Шопена в Варшаве (1927). Позднее из учебных заведений имени Гнесиных вышли такие крупные музыканты, как пианисты Э. Гроссман, Станислав Нейгауз, Александр Иохелес, Владимир Тропп, скрипач Леон Закс, композиторы Арам Хачатурян, Тихон Хренников, Борис Чайковский, Андрей Эшпай, Арно Бабаджанян, певицы Галина Писаренко, Зара Долуханова, Ирина Архипова, дирижеры Евгений Светланов, Геннадий Рождественский, трубач Тимофей Докшицер, виолончелист Мстислав Ростропович и ещё многие - многие выдающиеся деятели российской культуры.