Слушание музыки 3 класс - преподаватель Подлесных П. А.

10 апреля 2020

Слушание музыки 3 класс - преподаватель Подлесных Полина Александровна.


Домашнее задание:

  1. Учебник стр.69-71
  2. CD2 N:16, 24, 25.
  3. Задание на стр. 71

Скрябин Прелюдия op.11 N:10http://mp3iq.com/m/474952-aleksandr-skryabin/65324229-prelyudiya-do-diez-minor-op.-11-10/

Куплетная форма. Простая двухчастная форма.

Построение (формы) музыки

Фо́рма (лат. forma — вид, облик, образ, наружность, красота)

Музыкальная форма — это определенный распорядок частей и разделов в музыкальном произведении.

Самое маленькое построение в музыкальной речи — мотив (от латинского — «двигаю»). Так называется наиболее яркий, запоминающийся мелодический оборот. Размер мотива может быть разным — от одного — двух звуков до целого такта.

Более крупное музыкальное построение, которое включает в себя несколько мотивов, называется — фразой (по-гречески — «выражение»). Долгое время продолжительность фразы была связана с дыханием в вокальной музыке. И только с развитием инструментальной музыки это понятие стало боле широким.

Фразы объединяются в предложения. Стандартный размер предложения — 4 такта. Предложения завершаются кадансами (от латинского «оканчиваюсь») — заключительным музыкальным оборотом. Каданс завершает музыкальное произведение, его часть или отдельное построение. Существует множество разновидностей кадансов, различающихся по функциональному наполнению (Т, S, D, VI).

Из предложений составляется период. Период — законченная, самостоятельная музыкальная форма. Период, как правило, состоит, из 2-х предложений с различными каденциями. Различают период повторного и не повторного строения, квадратный (8 тактов) и неквадратный (от 5 тактов), малый (8 т.) и большой (16 т.). Иногда период имеет дополнительный раздел, который звучит, как музыкальное послесловие, такой раздел, в зависимости от местонахождения каданса, может называться дополнением или расширением.

Период является одной из главных форм в вокальной музыке, организуя куплет или припев. Простейшей вокальной формой, при которой музыка остаётся прежней, а слова изменяются, является куплетная форма. Её простота объясняет широкую распространённость. Нет ни одного композитора, создававшего вокальную музыку, который не написал бы песню в куплетной форме (см. песни и романсы Шуберта, Моцарта, Глинки, Чайковского, Рахманинова и др. композиторов).

Одночастная форма (А)— это простая музыкальная форма, состоящая из одного периода. Такая форма чаще всего встречается в миниатюрах композиторов-романтиков, стремившихся запечатлеть ускользающее мгновение (яркий пример — Прелюдии Шопена), или в детской музыке для обеспечения большей доступности исполнения. Схема формы: А или А1

Двухчастная форма (AB)— простая музыкальная форма, состоящая из двух периодов. Довольно часто второй период построен на материале первого (т. е, повторного строения — см. некоторые Прелюдии Скрябина), но есть произведения, в которых периоды различны (Песня Любавы из 2д.«Садко» Римского-Корсакова; Ария Розины из 2д. «Севильского цирюльника» Россини). Схема формы: А А1 или А В.

Скрябин Прелюдия op.11 N:10, исполняет В. Софроницкий

Песня Любавы из 2 д. Садко Римского-Корсакова


Ария Розины из 2д. «Севильского цирюльника» Россини