Выступление педагога нашей школы А. Р. Сафонова в Самаре

23 сентября 2019

22 августа 2019года в г. Самаре, в зале художественной Галереи «Виктория» состоялся авторский концерт «Романтические композиции для фортепиано» преподавателя нашей школы — пианиста, композитора, лауреата международных конкурсов Александра Рэмовича Сафонова.

Концерт прошел с большим успехом. Были исполнены 21 композиция. Так же пианист импровизировал на собственную тему. Публика тепло встретила земляка. А. Р. Сафонов родился в Самаре и длительное время работал в этом городе. Корреспондент «Самарской газеты» взяла интервью у Александра Рэмовича, которое мы публикуем на нашем сайте.

Александр Сафонов:
«Мои пьесы доступны каждому»
Пианист и композитор рассказал о своем видении музыки

Импровизации и сочинения

— В 2008 году я уже давал концерт в галерее «Виктория». Играл некоторые свои произведения и популярную классическую музыку: Шопена, Бетховена, Рахманинова. Хотелось, чтобы самарская публика услышала мои новые сочинения. В этом и заключалась идея концерта. В 2016 году вышел новый диск моих музыкальных композиций под названием
«Сиреневая Москва» — 24 пьесы. Они и составили основу программы выступления в галерее «Виктория». Некоторые я предваряю стихами современных российских поэтов. В конце сентября эту же программу планирую сыграть в Москве, в концертном зале библиотеки имени Данте. Там прекрасный рояль и небольшой зал на 100 мест — как раз для моих камерных произведений.
— Расскажите о стиле музыки, в котором вы работаете.
— Я пишу сольные фортепианные пьесы в синтетическом стиле, близком к нью-эйдж. В них присутствуют джазовые гармонии, черты городского романса. Фактура в левой руке проста и понятна для пианиста. Форма двух-трехчастная, может быть контрастная середина. Это понятные широкому кругу слушателей небольшие (две-три минуты) композиции. Можно сказать, песни без слов. Некоторые современные композиторы пишут порой достаточно сложную для восприятия музыку. Это касается гармонизации, развития, формы сочинения. Часто только для подготовленного слушателя. Мои пьесы доступны каждому. Они хорошо могут служить и для иллюстрации видеоряда. Например, одну из них использовала в рекламе известная якутская ювелирная компания — музыка гармонично сочеталась с переливом и блеском бриллиантов.
— Как рождается мелодия?
— Сам не знаю. Часто из прикосновения к роялю, из импровизаций. А затем ложится в основу пьесы. В соответствии с настроением этих произведений я даю им название. Живые импровизации, конечно, интереснее, чем заранее написанные мелодии. Но их много в одном концерте не сыграешь, максимум одну. В 2008 году в «Виктории» была выставка современных французских художников. И на концерте я импровизировал, вдохновляясь их картинами. Ни композиции, ни импровизации не учился. Это мое увлечение. В композиции я самоучка. — Ваши сочинения, очевидно, есть и в интернете? — На YouTube выложены мои произведения. Мне бы хотелось создать там специальный канал для них.

Самарская филармония

— В Самарской филармонии я проработал долго. Считаю, что она занимает одно из видных мест в музыкальной жизни России. Хоть и региональная, но здесь есть академический симфонический оркестр под руководством Михаила Щербакова. Он часто выступает в Москве — слежу за его концертами. Хороший лекторий, где делают литературно-музыкальные спектакли для детей и взрослых. Орган. Великолепное здание филармонии уникально в своем роде. А в старом, на этом же месте, когда-то пел Шаляпин

На традициях мастеров

— Когда вы переехали в Москву?
— В 2009 году. Преподаю в музыкальной школе имени Гнесиных, основанной еще в 1895-м. У нас на фортепианном отделении конкурс — три-четыре человека на место. А в некоторых музыкальных школах в регионах сейчас педагоги ищут детей, чтобы классы не пустовали.
— Сегодня родители приводят детей в музыкальные школы для общего развития или готовят к профессиональной карьере?
— Большинство говорят, что для общего развития. Считаю, это правильно. Только в процессе обучения можно понять, что с ребенком будет потом.
— Какой процент учащихся проявляет достаточные способности для карьеры музыканта?
— Небольшой. Во-первых, я не верю в то, что если у тебя есть талант, ты станешь великолепным пианистом или скрипачом. Или если у тебя слух плохой, ритм не очень, плохо интонируешь на инструменте, значит, дорога в искусство тебе заказана. Опыт показывает: талантливый ребенок может окончить музыкальную школу ни с чем, без каких-либо профессиональных результатов. Да, он чувствует музыку, у него хорошие данные: слух, ритм. Быстро схватывает материал. Но нет главного — желания много заниматься, вкалывать. И все — результата нет. Главное — целеустремленность. Бывает, что ребенок со средними данными может при серьезной работе достигнуть многого. А уж если совпадают талант и желание работать, то вырастают серьезные профессиональные музыканты.
— То есть главное — работать над техникой?
— Нельзя ответить на этот вопрос однозначно. Для хорошей игры на фортепиано нужен комплекс знаний и умений. И овладение техническим мастерством занимает далеко не последнее место в этом процессе. Но главное, на мой взгляд, — это желание и стремление овладеть образом сочинения, звуковой палитрой мелодического материала, звуком на рояле. Знать как можно больше сочинений великих мастеров прошлого. Это главные цели и главные традиции русской фортепианной школы. Техника не на первом плане. Сейчас в Китае, Корее и Японии часто молодые исполнители играют виртуозно, технически безупречно. Но глубокого прочтения образа, красивого звука часто не хватает. Хотя в этих странах классическая музыка занимает очень почетное место. У нас тоже сейчас хватает технически сильных пианистов. Играют отлично. Однако далеко не у всех художественное прочтение сочинений, особенно классических, удовлетворяет полностью. Но у нас есть много прекрасных молодых пианистов, талантливых, играющих музыку проникновенно, интересно.

Александр Сафонов

С отличием окончил музыкальную школу № 1 имени Шостаковича. Окончил Самарское музыкальное училище. Педагоги: Татьяна Третьякова, последний год — Лидия Муравьева. Окончил Уфимскую академию искусств по специальности «фортепиано». Педагог: заслуженная артистка Башкирии, профессор Людмила Ивановна Алексеева. Работал в Самарской филармонии: сначала в лектории — концертмейстером-пианистом, потом пианистом оркестра, солистом филармонии. Окончил аспирантуру по специальности «камерный ансамбль» Российской академии имени Гнесиных (руководитель — народный артист России профессор Владимир Тонха) и факультативно по специальности «фортепиано» (руководитель — профессор Александр Александров). В 1990 году прошел стажировку у Евгения Малинина в Московской консерватории. Лауреат международных конкурсов.